Сбербанк Талантов - Алексей Ян
Будь аджайл!
Москва

Алексей Ян, аджайл-коуч

Философия аджайл

После выступления Германа Грефа на Гайдаровском форуме «Россия и мир: взгляд в будущее» в январе 2016 года  в нашей стране об аджайл (agile – гибкий) заговорили все. В основе этого подхода к управлению проектными командами лежит здравый смысл: готовый продукт важнее документации, отношения между людьми главнее процессов, а открытость к изменениям лучше следования первоначальному плану. По сути, аджайл не методология «делай раз, два, три…». Это – философия, религия, образ мысли, установки, в которые веришь и стремишься достичь. На практике это выглядит так: есть команда, компетенции которой полностью покрывают нужды проекта. При этом ее члены не ждут от руководителей пошаговой инструкции, а сами знают, как работать. Среди ролей в аджайл-команде лидирующие позиции занимают Владелец продукта – человек, отвечающий за его развитие и максимизацию ценности, и Скрам-мастер (аджайл-коуч) - лидер-слуга, помогающий сотрудникам эффективно справляться с поставленными задачами.

Аджайл-коуч - руководитель нового типа, появившийся по запросу бизнеса. В феврале 2001 года был даже составлен «Аджайл манифест», в котором зафиксированы основные ценности и принципы аджайл. Некоторые компании в России старались по мере сил использовать этот подход. Но трансформация, которая сегодня происходит в Сбербанке, по-настоящему беспрецедентная. Она затрагивает все процессы так или иначе связанные с автоматизацией, информационными системами и продуктами для пользователей – все это теперь разрабатывают и обслуживают аджайл-команды или объединения команд, трайбы.

Благодаря внедрению аджайл технологии в Самарском пенсионном фонде удалось драматически уменьшить время, которое женщины тратили на оформление материнского капитала. Если раньше речь шла о двух днях, то теперь это занимает всего несколько минут

Есть трайбы, которые создают решения для интернет-банкинга, ипотеки, кредитования и так далее. Я пришел в Сбербанк в июле 2016 года перед началом трансформации. С апреля 2017 года работаю с трайбом кредитования малого и среднего бизнеса. Аджайлом как таковым стал интересоваться еще в 2013 года. Но большое влияние на меня оказало знакомство в 2014 году с Сергеем Дмитриевым – одним из первых аджайлистов в России.

 

От ФСБ до банка

Образование у меня для коуча не совсем типичное. Я получил образование в Институте криптографии, связи и информатики Академии ФСБ, факультет прикладной математики. По специальности я криптограф. Некоторое время сотрудничал с Министерством обороны, программировал на языках C++ и C#. После заинтересовался менеджерской работой. Успел принять участие в Аgile Museum – необычном проекте для валидации бизнес-идей. Нашим заказчиком был венчурный фонд, который хотел проверить, насколько продукты западных компаний жизнеспособны в реалиях российского рынка. Мы работали как аджайл команда. Удачные идеи превращались в бизнес, а неудачные – отправлялись в утиль, не успев разорить тех, кто их предлагал.

Однако и этот проект закончился. А для меня наступил период привнесения аджайл в банковскую сферу. Сначала это была команда интернет-банка в Юникредит банке, а теперь масштабная реформа Сбербанка.

Изначально принципы аджайл применялись при разработке IT-продуктов. Однако сегодня почти каждый банк, оставаясь реальным, все больше переходит в виртуальную сферу, развивая мобильные приложения и интернет-версии. Именно сетевой аналог обычного офиса становится витриной, а сам банк постепенно трансформируется в IT компанию

Sbergile

Здесь мне интересно, и я вижу перспективу своего развития. Ведь никаких специализированных вузов для аджайл-коучей нет, поэтому совершенствоваться в профессии мы можем только, что называется, «в полях». Естественно, я читаю специализированные книги, принимаю участие во всевозможных встречах, связанных с аджайл, изучаю блоги и статьи в интернете, активно обмениваюсь опытом с коллегами из других компаний – вместе анализируем методики, которые работают или не работают в нашей системе ценностей и принципов. Но по настоящему бесценный опыт я получаю ежедневно на своем рабочем месте, имея непосредственное отношение к такому масштабному проекту как Sbergile.

 

Когда компетентность во вред

До начала моей работы в Сбербанке я не был его клиентом. И, откровенно говоря, получив зарплатную карточку, ожидал худшего. Это не значит, что меня все устраивало или устраивает сегодня. Здесь много зон для роста и улучшения. Однако посмотрите, например, на интернет-банк. Он стремительно развивается. Коллеги стараются как можно быстрее и качественнее выполнять все потребности клиентов.

Правда с позиций аджайл-коуча этот пример скорее исключение – в нашей работе результат далеко не всегда настолько очевиден и осязаем. Как правило, даже для себя самого не просто ответить – изменения произошли благодаря твоей работе или  команда справилась бы и самостоятельно. Моя личная формула успеха: если после консультаций сотрудник смог самостоятельно проанализировать ситуацию, понять взаимосвязь процессов и свое место в них, а также разобраться, как работать эффективнее, то есть он получил осознанный опыт, значит и моя задача выполнена.

Самое сложное в работе аджайл-коуча не давать готовых ответов. Моя работа – создать, с одной стороны, безопасную среду, в которой команда могла бы набивать шишки и учиться на своих ошибках, а с другой стороны, особую атмосферу, чтобы из этого опыта были сделаны правильные выводы. Аджайл-коучинг сродни воспитанию детей, когда родитель постоянно должен бороться с искушением подсказать, излишняя компетентность здесь во вред. Ведь если всегда выдавать готовые решения, то ни ребенок, ни команда не станут самостоятельными, а будут лишь ждать помощи и подсказки. 

Узнай об аджайл больше

agilebasics.ru – блог об аджайл образе мышления, фреймворках Скрам иКанбан и изменениях, которые аджайл приносит вкомпании.
Agile Russia, Srcun Russia – сообщества в Facebook, посвященных аджайл
Визитная карточка
Предыдущая история
История успеха: Зуфар Исхаков
Следующая история
История успеха: Марина Романова