Блог

Три правила: как управлять творческими людьми

Три правила: как управлять творческими людьми

Большие компании ждут от креативных сотрудников прорывных идей, кратного роста прибыли, нестандартных решений и инновационных методологий. Но часто по-настоящему творческие люди бегут из корпораций, мечтая больше никогда туда не возвращаться.

В Сбере мы трепетно относимся к творческим людям и специально для SberTalents выяснили три основные особенности творческого процесса, понимание которых сделает жизнь творческих людей в компании комфортной. Мы попросили об этом рассказать директора по развитию Training&Development group Альбину Залилову, которая сопровождает команды в поиске креативных идей и решений и консультирует крупнейшие корпорации России.

Состояние неопределенности

В отличие от рационального последовательного мышления творческие люди долго находятся в состоянии неопределенности. Им нужно время на то, чтобы собрать информацию, проанализировать ее, поискать вдохновение, «побродить внутри себя» и поискать ответы. Это важная часть их работы и, как правило, люди с творческим складом ума, закладывают на это время. Но бизнес-процессы часто идут вразрез с творческими: при постановке дедлайнов этап «неопределенности» не учитывается, а от сотрудников ждут решений слишком быстро.

К тому же, состояние неопределенности — физически некомфортное чувство. Если от творческого человека в этот момент требовать сформулированного и готового решения, то его жизнь в компании скорее всего станет невыносимой. Поэтому корпорации, которые хотят стать инновационными и креативными, должны развивать культуру доверия и толерантности к «бродящим внутри себя» коллегам. Руководителю на решение новых и нестандартных задач, надо просто закладывать чуть больше времени, чем на обычные.

Ум и интуиция

Когерентность рациональности и интуиции — момент, когда ум и интуиция работают примерно с одинаковой интенсивностью. Это состояние, характерное для момента изобретения чего-то нового или находки инсайта, вдохновения. По данным исследований организации Heartmath USA, интуиция управляет 95% того, как мы познаем мир и выражаем себя. И только 5% — это рациональное мышление.

Творческие люди чаще всего опираются именно на интуицию и ощущения — это норма и опора в креативном процессе. Но в бизнесе, особенно в крупных корпорациях, все ровно наоборот: только 5% процессов и решений интуитивны, вам всегда нужно системно аргументировать и рационализировать ваши идеи. В итоге, мы перестаем прислушиваться к интуитивному отклику и выражению спонтанных, не проработанных идей. 

Это приводит к тому, что либо внутренний цензор творческого человека съедает все его идеи, либо он тратит непропорционально огромные усилия на отстаивание своих находок и чаще всего, конечно, проигрывает.

Если компании нужно встроить творческие подходы и практики в бизнес, то придется ориентироваться только на один железный аргумент – «я так чувствую». Давать возможность проверить идеи, за которыми не стоит огромных полотен расчетов, но зато они вызывают улыбку и любопытство. 

Дивергенты и конвергенты

Существует дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное характерно для творческих людей: его нужно включать в ситуациях исследования, поиска вдохновения и генерации идей. Конвергентное — отвечает за разработку плана действий, создание концепций и выработку алгоритмов.

Если не знаете, к какому типу относитесь, вот простой тест. Все покупали вино в больших супермаркетах: это полки, уходящие за горизонт. Дивергент станет хватать бутылки, складывать их в корзину и устраивать хаос на полках, потому что никак не может принять решение. И если рядом нет конвергента — это может длиться бесконечно. Конвергент же около 6 минут будет двигаться вдоль полок, в поисках знакомой этикетки. Если такой нет, он станет искать знакомое название, дальше — страну-производителя, в которой он был. 

В команде должны быть и те и другие — желательно в равной пропорции. Проблема в том, что по системами оценок в компаниях конвергенты часто воспринимаются как амбициозные и доводящие все задумки до реализации, а дивергенты — критически настроенные, несистемные сотрудники. Поэтому, если в компании есть бизнес-задача, которая подразумевает создание чего-то нового или пересмотр существующего порядка, стоит учесть дивергентный тип мышления и ввести таких людей в команду.

Вот еще несколько рекомендаций, которые помогут сделать компанию комфортной для творческих людей.  Во-первых, наблюдайте за своей креативной командой и разрешите себе сломать ваш стереотип о том, какими они должны быть и что должны делать. Если они достигают результата каким-то нестандартным для компании способом, сделайте на его основе новую практику. Во-вторых, нужно легализовать дивергенцию. Вместо покупки очередного теннисного стола, купите им вдохновение из внешнего мира или оплатите получение любого нового опыта, хоть лепки горшков. И последнее — создавайте культуру поддержки вместо культуры оценки. Доверие и комплименты раскрывают творческий потенциал абсолютно в любом человеке.

Поделись статьей с друзьями!